Интервью с лидером корпорации Chaos (F2P-сервер)


Хидэо: Привет, MAxs. Вспоминая то, с какой помпой Хаос приходил в прошлые проекты, в BDO вы ведете себе значительно тише. В этом плане у вас произошли какие-то изменения?

MAxs: Привет. Наши цели не изменились. Нам всё так же нужен мир, желательно весь. Однако некоторые изменения действительно произошли. Мне надоели бесконечные подкасты и интервью, как это было в ArcheAge. Я решил, что хочу больше играть и меньше времени уделять такому пиару. Мы переключились на более точечные и эффективные инструменты, на персональную работу с игроками. 

Хидэо: Не удивлен вашим выбором F2P-сервера, учитывая все нюансы набора, и тем не менее спрошу, почему?

MAxs: У F2P гораздо выше потенциал развития. Намного большим будет приток новых людей. Большинство идущих на P2P не понимает его механику, не понимают, что там тоже будет шоп и так же будут буститься донаторы через аукцион. На аукционе купить шоп будет выгоднее, чем у NPC, о котором все так много говорят. Кто поумнее, это понимают, но делают акцент на том, что якобы на P2P придется платить чуть меньше, чем на F2P.

Лично я предпочту играть на сервере, на который и через год будет приходить достаточно много людей, на котором постоянно будет кипеть жизнь. P2P будет жить, пока его не покинут 1-2 клана первого эшелона, а они сделают это достаточно быстро. Затем сервер умрет. Даже сейчас, некоторые представители кланов с P2P-сервера, открыто заявляют, что зиму поиграют и достаточно, а некоторые не скрывают и того, что будут играть до выхода европейской версии игры. Как следствие, исход крупных гильдий, а за ними и более мелких. А в отсутствие притока новых игроков, это смерти подобно.

Что касается обещаний про слияние P2P с F2P сервером, если дела пойдут плохо, то это полная ерунда. Такие процессы не происходят быстро. И когда Геймнет решится на такой шаг, на сервере не останется ни единой «именитой» гильдии, мало того, не останется даже тех, кто утешал себя этим слиянием. А на F2P, даже когда кто-то забьет, на их место обязательно придут новые игроки.

Хаос идёт в BDO всерьёз и надолго, не зря мы играли и играем на Корее с 1-х ЗБТ, не для того, чтобы просто «поглазеть» на игру в ожидании очередного проекта.

Хидэо: Относительно самих нюансов набора в Хаос, ничего не поменялось?

MAxs: Относительно набора — нет. Мы всё так же берем всех желающих с нами играть. Что касается распределения по составам, то изменилось очень многое. 

В BDО у нас нет задачи с первых минут игры принять абсолютно всех наших игроков в игре. Проще говоря, каждый потенциальный мембер нашего клана, может спокойно находиться в нашем ТS и участвовать в обучении и развитии нашей гильдии. Но в конкретный боевой состав попадут люди, которые будут соответствовать определенным требованиям, например, возьмут определенный уровень.

Хидэо: Хочу задать вопрос про интересных личностей корпорации. Эриния в Black Label, Мири в Prets, Вейс вообще пропал. Не желаешь прокомментировать?

MAxs: В любой гильдии люди приходят и уходят, будь то рядовые мемберы или офицеры. У кого-то появляются дела в реальной жизни, несовместимые с игрой, кто-то перестает быть согласен с политикой гильдии.

Например, кому-то очень не нравится политика «зерга», которую мы вели в последних проектах. Всё тоже самое и в данном случае. Я начал управлять Хаосом 10 с лишним лет назад и с тех пор не осталось никого из тех, кто играл со мной в те времена и помогал управлять гильдией. Это совершенно естественный процесс. 


Хидэо: Как оценишь успехи Хаоса в проектах, предшествующих Black Desert? Какие уроки вынесли и как в связи с этим будете выступать в новом проекте?

MAxs: Были как черные, так и белые полосы. В Guild Wars 2 было шикарное масс PvP с осадной техникой, интересное и круглосуточное. Там мы затащили свой сервер в топ-1 Европы. Конечно мы были не одни, но мы сыграли в этом восхождении ключевую роль, вряд ли кто-то, кроме самых заядлых хейтеров, будет это отрицать. Наши рейды воевали, без преувеличений, по 15-18 часов в сутки, как раз благодаря нашей политике «зерга». Другие гильдии собирались только в свой прайм-тайм на 3-5-7 часов максимум.

В АА наоборот, мы не смогли полноценно реализовать нашу политику многочисленности. Нехороший Mail заблокировал регистрацию на Луции на месяц с лишним, в результате чего на сервер смогли попасть от силы 30% наших игроков. Технический прием в состав всех желающих — тоже не принес должного эффекта.

А если прибавить к этому нашествие армии ботов, использование так называемых «куполов», подмены пакетов и множество других не легитимных способов ведения войны, которые мы не используем, то Хаос выступил весьма и весьма достойно.

В BDО я постарался совместить политику «зерга» и доступности с боеспособностью составов. 

Хидэо: На F2P-сервере, на данный момент, меньше ярких имен, в сравнении с P2P. И тем не менее, они есть. Кого сам видишь вашим противником и почему?

MAxs: Слишком рано говорить о большой политике до старта ОБТ. Кто-то может утратить интерес к игре и даже если они тащили на Корее, на ОБТ могут показать себя слабо и быстро сдуются. В то время как новые игроки на политической арене, за счет активности и воли к победе могут выйти в топ. Поэтому я не могу сказать, кого вижу противником или союзником. Могу просто назвать интересные мне гильдии на F2P. Это Black Label, INF, Золотая Орда, The RED, Медведи, Insane, Skillplay.

Хидэо: Каковы задачи корпорации на ОБТ?

MAxs: У нас всегда одна задача, которая отражена в наших принципах. Глобальное доминирование на сервере, захват максимально возможного числа территорий и нодов — наша цель.

Хидэо: Меня всегда интересовало, как тебе удается управлять таким огромным объединением. Если ты не против, давай разберем на примере Black Desert. Вот к вам стучится новичок, сколько человек он увидит в составе Хаоса, сколько пачек, рейдов и так далее?

MAxs: Много. Мы никогда не знаем нашего точного количества, поскольку не ведем списков. Да и невозможно их вести при нашей численности. Справляться получается с помощью системы хелперов, за организацию которой хочу сказать спасибо Эфе. Хелперы помогают с приемом, дают ответы на вопросы новичков, подсказывают что-то по игре. То есть, после общения с хелперами люди понимают, что от них будет требоваться в гильдии и как жить дальше. 

Хидэо: Как относишься к союзам в BDO? Если говорить о сейчас, то кого бы ты хотел видеть в качестве союзника?

MAxs: Союзы в BDO слабо реализуемы, нет технических альянсов. Можно преследовать одну цель, можно воевать на одной территории и не бить друг друга, но невозможно действовать в одной точке, поскольку убьешь друг друга АоЕ-скиллами. А так нормально отношусь. Союзы в тех или иных форматах были, есть и будут в любой игре. У нас нет каких-то моральных предубеждений а-ля: «мы всю жизнь будем играть одни» или «мы обязательно должны найти каких-то союзников в этом жестоком мире».

Хидэо: Золотая Орда, тоже довольно старое сообщество, по меркам ММО-сообществ, и с корнями, схожими вашим. Как думаешь, можно ли на них рассчитывать, как на интересных противников?

MAxs: Можно, более чем. Всё зависит от лидера и его желания активно играть.

Хидэо: По сути, вы — номер один на F2P-сервере. Кому-либо будет невероятно сложно с вами тягаться. Как ты намерен поступить в случае отсутствия интересной игры? Задавить всех, победоносно и скоропостижно уйти из проекта или руководить сервером так, чтобы была оппозиция?

MAxs: На F2P не будет скучно в любом случае. Из-за большого притока новых людей, всегда будут формироваться новые гильдии, появляться новые союзы. BDО не та игра, где абсолютно все решает «зерг», просто в силу технических ограничений. Нельзя собраться в 10 составов в одном месте, ибо все поубивают друг друга АоЕ-скиллами. Поэтому, мы очень ждём и надеемся на грядущие анонсы увеличения численности кланов до 300 человек. 

 


Хидэо: Хочу спросить на счет замков. Наверняка, ты уже очень хорошо знаешь все нюансы проведения осад. И поэтому очень интересно, как планирует Хаос организовывать свой состав, чтобы забирать замки самим, без чьей-либо помощи (или наоборот, организовать союз)?

MAxs: Будем делать один мощный состав из топ игроков и лишь потом формировать остальные составы, чтобы вместить всех наших игроков. Ключевой момент — не будем распылять силы на много составов сразу на старте. Про наше отношение к союзам отвечал выше.

Хидэо: Признаюсь, я не очень внимательно следил за гильдийными перипетиями русских тестов. Как там себя проявил Хаос?

MAxs: Хорошо. На первом тесте были в топе сервера по фрагам в гильдийных войнах и у нас висели вары примерно от половины всего сервера, было весело. На втором тесте мы одни из немногих, если не единственные, кто нашли мирового босса. На финальном ивенте от администрации, когда раз в пол часа призывали боссов, на первых трех не давали подойти ни одному вару и убивали всех, что тоже было забавно.

Хидэо: Можно ли говорить о том, что BDO — проект номер один для корпорации на ближайшее время?

MAxs: Однозначно — да. И не только на ближайшие время, но и на достаточно долгий срок. BDO — уникальный проект с огромным количеством нюансов и фишек. Даже спустя пол года можно узнать что-то новое и даже спустя пол года, ты не приблизишься к лимиту развития персонажа даже при условии игры по 10 более часов в сутки. Игра далека от идеала, я могу перечислить массу недостатков, но мне гораздо интереснее оценить сильные стороны проекта и сконцентрироваться на них, а не копаться и убиваться по слабым местам. 

Хидэо: Как оценишь работу локализаторов и текущее состояние русской BDO?

MAxs: На твердую четверку. На мой взгляд, слишком много прислушивались к мнению комьюнити, которое само не знает, чего хочет. Как в басне рак, лебедь и щука. Проблемы были и есть, где-то что-то не доделали, где-то могли лучше. Но факты остаются фактами. Геймнет каким-то образом умудрились пробить изменения под русскую версию игры. Это просто невероятно и случается очень и очень редко при взаимодействии с корейцами.

Я знаю, как это происходит изнутри, и процесс взаимодействия с корейскими партнерами предельно сложен. Разность менталитетов, несовершенные инструменты общения и так далее и такое прочее. Большинство игроков наивно полагают, что достаточно Геймнету захотеть, а игрокам написать петицию — и всё можно сделать, как им хочется. Они просто невероятно далеки от истины. То что сделал Геймнет, и то что я уже лично видел на ЗБТ — это чудо. Корейцы хоть что-то сделали для ру сегмента в виде эксклюзивного контента, а именно мировых боссов, которых нет на Корее.

Главный минус Геймнета — это как раз попытка слишком активно работать с комьюнити и сделать все так, как хочется лидерам гильдий, которые зажрались и решили, что могут сделать игру под себя. Впрочем, всех этих людей ждет жестокое разочарование и куча разбитых надежд.

Хидэо: На каких иностранных серверах поиграл в BDO? Что там успели увидеть?

MAxs: На Корее наше основное отделение. Много игроков играет на Японии. Успели повоевать на осадах, постоянно захватываем ноды, проводим PvP-турниры, чтобы приобрести дополнительный PvP опыт к руоффу.

Хидэо: Если говорить о классах в этой игре, то какой тебе больше всего нравится?

MAxs: Лично мне нравятся варвары. Они неповоротливые, но очень бронированные, то что надо для лидера гильдии, чтобы в процессе рейда успевать командовать своими силами и остаться на передовой. А еще варвар — топ машина для фарма и незаменимый класс на масс PvP из-за своего ультимейт скилла.

Хидэо: Спасибо за интервью, а Хаос — успехов в BDO.

MAxs: И тебе спасибо, до встречи на просторах русской версии BDO.

 

ОБСУДИТЬ